ФОКУС ГОРОДА 14:32, 24.04.2014

Базовые тарифы автострахования могут вырасти почти на четверть. "Банкротство из-за жадности"

По мнению опрошенных "НИ" экспертов, тарифы надо не поднимать, а снижать, так как по закону 80% от полученных страховых премий компании должны выплачивать клиентам, а реально на эти цели тратится только 57%. По их словам, в нарушении законодательства виновато страховое лобби, которое защищает интересы автостраховщиков по всем фронтам – в правительстве, ЦБ и Госдуме.

Напомним, что в Госдуме ожидает второго чтения законопроект, вносящий многочисленные поправки к закону об ОСАГО. В соответствии с документом размер выплат при наступлении страхового случая должен вырасти примерно в три раза. Страховое лобби настаивает, что выплаты невозможно нарастить без увеличения тарифов. По расчетам Российского союза страховщиков, нынешние базовые тарифы (для физлица – владельца легкового автомобиля – 1980 рублей, для юрлица – 2375 рублей) следует поднять на 40%, поскольку продажа полисов ОСАГО становится якобы нерентабельным бизнесом.

В марте одна из консалтинговых компаний провела для ЦБ исследование по тарифам ОСАГО.

По его итогам в правительство была представлена информация о необходимости увеличения базового тарифа с 19 до 23%. Вместе с тем, исходя из статистики Российского союза автостраховщиков, в 2013 году сборы страховых компаний по ОСАГО выросли на 11,6%, до 135,1 млрд. рублей. Объем страховых выплат при этом составил 78,1 млрд. рублей. Таким образом, доход страховщиков достиг 57 млрд. рублей (42% от сборов). Доля выплат в премиях увеличилась с 51% до 58%. Средняя выплата по ОСАГО в 2013 году выросла на 21,6%, или на 4,7 тыс. рублей, и составила 28 977 рублей. Средняя стоимость полиса ОСАГО выросла на 6,8%, до 3169 рублей.

Как рассказал "НИ" президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, страховые компании очень плохо выплачивают деньги по страховым случаям, соответственно доверия к ним нет. "По-моему, они все очень неплохо живут, а если и банкротятся, то исключительно из-за собственной жадности", – говорит г-н Травин.

По мнению эксперта, достаточно странно выглядит тот факт, что страховщики требуют поднять тарифы на 40%, а ЦБ насчитал в среднем около 20%. "Вот когда мне покажут реальные выкладки, обоснованные расчеты на эту тему, тогда и можно будет аргументировано судить, кто прав и стоит ли в принципе повышать тарифы. Пока мне неизвестно, на каком основании строятся выводы о том, что автовладельцы должны отдавать больше денег страховым компаниям", – добавил г-н Травин.

Как объяснил "НИ" председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, тарифы ОСАГО должны не подняться, как это предлагает ЦБ, а понизиться на 23%. "И это не просто субъективный подход. Это реальная оценка ситуации с точки зрения действующего законодательства. Согласно закону об ОСАГО, страховщики должны тратить 80% страховых премий на компенсационные выплаты. На сегодня эта сумма составляет порядка 57%. Такой уровень держится три года. Соответственно речи о повышении тарифов в принципе быть не может", – говорит он.

Г-н Похмелкин считает, что грубое нарушение законодательства покрывается сильным лобби страховщиков и в ЦБ, и в правительстве, и в Госдуме. "Страховщики умело работают со всеми институтами власти, подбирая необходимые аргументы. При этом в регионах сейчас компании устроили настоящий саботаж – они отказывают в выдаче полисов и заключении договоров ОСАГО и тем самым фактически шантажируют ЦБ и правительство, чтобы те повысили тарифы. Боясь окончательного коллапса, государство уступает давлению страховщиков, – рассказал собеседник "НИ". – Кроме того, иски завалены судами от автовладельцев, жалующихся на плохую работу компаний. В 95% случаев суды встают на сторону застрахованных лиц, и страховщики вынуждены платить по решению суда. Это является еще одним поводом для повышения тарифов".

Против роста тарифов по ОСАГО накануне выступила и глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. "Мы хотим на самом деле понять, что такое произошло и почему у нас так резко нужно повышать тарифы. Рассказов о том, что, типа, нам плохо, и мы останемся без штанов, недостаточно. Я просто хочу понимать экономику, потому что эти тарифы были сделаны с запасом. Когда тарифы были установлены, они были установлены с запасом процентов на 60. Куда этот запас "съелся", и почему такая беда, не очень понятно", – сказала депутат.

По мнению Виктора Похмелкина, для того чтобы на рынке автострахования организовать здоровую конкурентную среду, необходимо разрешить работу в России зарубежным страховым компаниям. "Они не привыкли к высокой прибыли и с удовольствием воспользуются предложением. Но против этого стеной стоит страховое лобби, а государство идет у них на поводу, – говорит г-н Похмелкин. – Самая большая фракция в Госдуме – "Единая Россия" – раз за разом отстаивает интересы страховщиков, следовательно, 40 млн. российских автовладельцев, являющихся также и избирателями, должны перестать за нее голосовать".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-04-24/3253.html