Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Без бутиков. От девальвации рубля страдают ритейлеры, перевозчики и автопроизводители

  • 13:21, 24 октября 2014
  • Комментариев[0]
Российская валюта бьет антирекорды. И если граждане уже слабо реагируют на последние пике "деревянного", то предприятия и компании, связанные с внешними рынками, не могут спокойно наблюдать за стремительной девальвацией рубля. Они вынуждены пересматривать планы по развитию бизнеса, искать пути минимизации влияния валютных колебаний на доходность бизнеса или вовсе просить помощи у государства. "Лента.ру" попыталась разобраться, для каких отраслей российской экономики рост валютного курса является крайне негативным фактором.
Без бутиков. От девальвации рубля страдают ритейлеры, перевозчики и автопроизводители

Автопром
Наиболее чувствительны к росту валютного курса компании, которые имеют существенные расходы в валюте, а доходы получают преимущественно в рублях. В частности, это касается автопроизводителей и компаний, поставляющих на наш рынок иномарки. Средняя стоимость авто на российском рынке по-прежнему сильно зависит от курсов валют: несмотря на то что уровень локализации производства иномарок в России растет, большинство компонентов импортируется. Поэтому расценки в значительной мере привязаны к курсам доллара и евро.

С начала года иностранные автопроизводители подняли цены на свою продукцию, что вкупе с общим ухудшением ситуации в экономике привело к падению продаж. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь-сентябрь российский автомобильный рынок просел на 13 процентов. За три квартала было продано всего 1,78 миллиона новых машин — на 267 тысяч меньше, чем за тот же период 2013 года. Благодаря росту цен автомобильные компании смогли удержать планку выручки на уровне прошлого года. Но, по словам экспертов, если падение объемов продаж до конца года превысит 10 процентов, то снизится и общий объем авторынка в денежном выражении. По данным АЕБ, всего в 2014 году в России будет продано примерно 2,45 миллионов новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что уже на 12 процентов меньше, чем в 2013 году.

Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers в начале августа также ухудшила прогноз падения продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2014 году в России с 8 до 12 процентов, до 2,3 миллиона машин, объясняя это замедлением экономики России, ослаблением рубля и, как следствие, ростом цен на автомобили и удорожанием автокредитования. Глава представительства германского концерна Volkswagen в Москве Маркус Озегович ожидает снижение продаж на российском авторынке своих автомобилей на 17-18 процентов, или 2,1 миллионов единиц. В представительствах Citroen и Nissan также предсказывают снижение продаж своих автомобилей на авторынке России на 14 процентов — 2,4 и 2,5 миллиона авто соответственно.

В таких условиях лучше всего себя чувствуют производители бюджетных машин. Как сообщили "Ленте.ру" в пресс-службе Renault-Россия, объем продаж этой марки соответствует общему падению объема рынка, но благодаря предложению популярных моделей, сочетающих качество и доступную цену (в частности, новый Logan и новый Sandero), Renault по-прежнему занимает первое место на рынке среди иностранных марок с долей 7,8 процента. «Что касается запчастей, то у Renault один из лучших среди автопроизводителей уровень локализации производства, позволяющий нам уменьшать зависимость от курса рубля», — сообщили в компании.

Авиакомпании
От резкой девальвации рубля страдает и авиационная отрасль. Авиакомпании тратят валюту, например, на лизинг и техническое обслуживание воздушных судов. По подсчетам ИФК "Метрополь", с начала года эта статья расходов у игроков рынка выросла более чем на 20 процентов. В последние несколько лет авиапарк в стране активно обновлялся за счет иностранных лайнеров, и сейчас обязательства российских авиакомпаний перед международными лизинговыми компаниями составляют 36-48 процентов от общих затрат. На авиакомпании также давят валютные долги перед кредиторами, рефинансировать которые в российских банках можно лишь под очень высокие проценты.

Первой о финансовых проблемах публично заявила одна из крупнейших авиакомпаний страны — "ЮТэйр". Как сообщает "Интерфакс", перевозчик планирует в 2014-2015 годах сократить 20 процентов рейсов и 10 процентов персонала. Причина — сложная финансовая ситуация в связи с увеличением расходов на лизинговые платежи за новые самолеты и затрат на авиатопливо из-за роста курса валют с начала 2014 года. Кроме того, из-за финансовых проблем перевозчик сейчас ведет переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок законтрактованных воздушных судов.

На рост расходов жалуются и другие крупные игроки, такие как "Трансаэро" и "Уральские авиалинии", а также небольшие региональные компании. "Мы считаем, что в современных условиях для перевозчиков очень важны меры по сокращению расходов", — сообщили "Ленте.ру" в "Трансаэро".

Компенсировать траты увеличением цен на авиабилеты перевозчики не могут: в условиях жесткой конкуренции при снижении темпов роста рынка стоимость билетов на внутрироссийских направлениях не поднимешь. Все это заставило игроков заговорить о необходимости господдержки. В частности, авиакомпании полагают, что государство могло бы компенсировать им часть ставок привлеченных кредитов и предоставлять госгарантии. В октябре в правительстве должны сообщить о том, на какие меры поддержки отрасли там готовы пойти.

Непродуктовый ритейл
Рост валютного курса сказывается на поставщиках импортных товаров и связанных с ними ритейлерах. В первую очередь, это касается продавцов импортной бытовой техники и электроники. Сегодня абсолютное большинство техники в Россию поступает из-за рубежа, а потому цены на продукцию у зарубежных вендоров растут.

В "Евросети" сообщили "Ленте.ру", что все контракты на поставку электроники сеть заключает в рублях. "Но если вендоры поднимут цену, то вырастет и стоимость товаров на наших прилавках", — сообщили в компании. В свою очередь, представитель "М.Видео" информировал "Ленту.ру", что ослабление курса рубля в первом полугодии 2014 года уже привело к некоторому увеличению цены на крупную бытовую технику — в размере 4,8 процента. При этом производители техники стараются минимизировать влияние курса рубля на цену, пытаясь сохранить объемы продаж. Это высококонкурентный сегмент потребительского рынка, а потому даже небольшое изменение цены влияет на его объем. Спасает ситуацию то, что техника сама по себе дешевеет на рынке достаточно быстро. "Если стоимость "топового" смартфона выросла на 3-4 процента по сравнению с прошлым годом, то в течение 6 месяцев он дешевеет в среднем на 20 процентов", — подчеркнули в пресс-службе "М.Видео".

Продавцы импортируемой одежды также не могут "задрать" цены на высококонкурентном рынке, из-за чего некоторые игроки уже закрывают свои магазины. В частности, закрыла бутики польская компания "Маратекс", продвигавшая в России такие марки как Esprit, River Island, OVS. Среди причин в компании назвали "колебания курса валют и отсутствие денег у покупателей". Те же факторы бьют по всему непродуктовому ритейлу. Согласно последним данным Росстата, оборот розничной торговли в непродовольственном сегменте в июле-августе вырос в среднем лишь на 2,5 процента в реальном выражении, а за пять месяцев 2014 года — на 4,9 процента.

Телеком
"Резкий рост валютного курса ударит также по предприятиям, которые используют в структуре своего производства импортные комплектующие, изнашиваемое оборудование или импортное сырье", — говорит Сергей Меняйкин, вице-президент Военно-Промышленного банка. "Например, в российских космических аппаратах три четверти электроники — импорт. Пострадают компании телекоммуникационного сектора, у них большая часть оборудования — импортная, то есть развитие телекоммуникационных сетей замедлится", — считает эксперт.

Действительно, как сообщили "Ленте.ру" в "Вымпелкоме", компания сотрудничает с большинством глобальных поставщиков и ряд контрактов номинирован в валюте. "Очевидно, что в таких случаях мы заинтересованы в максимальном хеджировании наших валютных рисков с целью минимизировать рост затрат под влиянием валютного фактора", — говорят в компании. "Благодаря долгосрочным взаимоотношениям с нашими партнерами мы находим взаимоприемлемые решения, перезаключая такие договоры с фиксацией рублевой ставки или установлением коридора с распределением валютного риска между нами и партнерами". Также в компании сообщили, что в иностранной валюте производятся все роуминговые взаиморасчеты. "Однако, "ВымпелКом" ведет переговоры с зарубежными роуминг-партнерами, направленные на дальнейшее дисконтирование межоператорских тарифов, что позволяет в некоторой степени сгладить экономический эффект падения курса рубля как для самого оператора, так и его абонентов", — объяснил представитель «Вымпелкома».

У ряда телекоммуникационных компаний также есть валютные кредиты. В частности, у МТС в долларах номинировано 20 процентов долга (на евро приходится лишь 1 процент), остальная часть — в рублях. В компании квалифицируют такое распределение долга по валютам как вполне комфортное. "У МТС есть запас необходимой ликвидности в валюте для обеспечения потребностей инвестиционной программы", — сообщили в компании. — Высокая доля рублевых средств в структуре обязательств по валютам снижает риск, связанный с волатильностью валютных курсов".

В "Мегафоне", доля валютного долга которого также составляет примерно 20 процентов, комментировать ситуацию отказались. "Вымпелком" структуру долга не раскрывает.

Обнадеживает представителей телекоммуникационной отрасли отсутствие предпосылок для снижения спроса на услуги. В России одни из самых низких цен на связь в мире, и услуги сотовых операторов давно стали неотъемлемой частью "продуктовой корзины" россиянина. "Средний чек на услуги связи — около 300 рублей, то есть порядка 7,5 долларов. Это не те расходы, сократив которые можно сэкономить", — завили в МТС.

Автор: Инесса Паперная, Lenta.ru
Похожие материалы
  • 03.03.2023, 21:19 Темы недели: трамвай с колес, компромиссный мост, смерть в яме

    Всегда у нас так - только начнешь радоваться наступающему светлому будущему, как вдруг оказывается, что к нему у нас ничего не готово. Считанные месяцы остались до начала "строек века" - скоростного трамвая и третьего моста через Волгу. А выясняется, что исполнители еще не вполне понимают, что и где им нужно делать. Да еще тут случается какая-то жуть - вроде гибели ребенка в глубокой яме рядом со школой.

  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 07.12.2022, 16:27 Автобусом в прошлое. К хроническим проблемам общественного транспорта в Саратове добавились новые

    Пассажирский транспорт Саратова, кажется, никогда не работал без нареканий. Даже в относительно благополучные времена доступного лизинга, усиленной поддержки электротранспорта, до пандемии коронавируса перевозки страдали от многих хронических проблем. Но ковид эти "болячки" обострил: иногда кажется, что транспорт до сих пор никак не придет в себя после локдауна. А в последние месяцы у перевозчиков появились новые заботы, и количество жалоб на работу транспорта заметно выросло. Причины называются разные - от мобилизации и введения транспортных карт до сезонных болезней и нечестных конкурсов. СарБК разбирался, какие из этих проблем стали для отрасли критическими.

  • 03.11.2022, 21:01 Темы недели: мэр Мокроусова, фокусы с картами

    Ноябрь - месяц тяжелый, депрессивный. Снега еще нет, холодно и грязно, темнеет рано, а небо постоянно закрыто серыми тучами. Вот и ноябрьские новости какие-то серые и скучные. Главой Саратова становится Лада Мокроусова, которая за два месяца так и не заявила о себе как руководитель города. А чиновники с любыми нововведениями наступают на одни и те же грабли: все делается в последний момент, а разбираются уже на ходу. Так произошло и с введением льготных карт на общественном транспорте.

  • 18.02.2022, 20:51 Темы недели: срок Прокопенко, тарифы тронулись, мать с ножом

    В Саратове "переиграли" еще один громкий коррупционный процесс - над бывшим сити-менеджером Алексеем Прокопенко. Как и в нескольких предыдущих случаях, новая версия суда оказалась в пользу стороны обвинения. Тем временем тихой сапой к жителям Саратова подкралось обещанное осенью повышение цен на проезд. Снова обсуждается роль органов профилактики на фоне очередного ужасного преступления против ребенка - собственная мать в алкогольном безумии пыталась убить пятилетнего мальчика.

Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 24 октября 2014
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x