Российские потребители переходят на экономный режим потребления, сообщает "Коммерсантъ". Результаты исследования компании Intelligent Research for Growth показали, что 50% опрошенных видят ухудшение экономической ситуации по сравнению с началом года. Улучшение ситуации заметили лишь 7% респондентов. До конца года 40% ожидают дальнейшего ухудшения, 11% — улучшения ситуации. В отчете говорится, что "тревожные ожидания потребителей в начале года сменились ощущением затяжного кризиса к концу года".
Около половины потребителей утверждают, что почувствовали финансовые затруднения, а 61% говорят, что почувствовали рост расходов на продукты питания. 69% опрошенных россиян признают, что за последнее время пересмотрели структуру своих расходов и сбережений. При этом 37% начали покупать более дешевые марки или аналоги товаров. Так поступают в основном женщины 30-45 лет, мужчины и молодые люди пока не меняют привычек.
По подсчетам IRG, наиболее сильно снижение покупательской активности может сказаться на новогодних бюджетах россиян. Сократить такие траты в этом году готовы 75% потребителей. 47% россиян готовы для экономии полностью отказаться от поездок за границу, а 39% — перестать ходить в кафе и рестораны. В ресторанах отмечается снижение трафика.
По данным IRG, 11% россиян начали запасать продукты питания, а 9% начали инвестировать в крупные покупки - бытовую технику, товары для дома, недвижимость, мебель, автомобили.