ФОКУС ГОРОДА 10:04, 23.01.2015

"Бёрдмэн". Заметки киномана

Вообще, за этот фильм в нашем прокате немножко страшно. Он, как "Артист", получивший "Оскар" как лучший фильм в 2011 году, – безумно нравится любителям кино, но у части широкой аудитории может вызвать недоумение – уж больно это киноманское зрелище и по форме, и по содержанию.

Полузабытая звезда комиксов (Майкл Китон, "Битлджус", "Бэтмен" и "Бетмен возвращается" Тима Бёртона) хочет доказать себе и окружающим, что он по-прежнему чего-то стоит как актер. Для этого он выбирает Бродвей и рассказ Раймонда Карвера "О чём мы говорим, когда говорим о любви". И становится сам себе драматургом, сам себе режиссером и сам себе исполнителем главной роли. И сам себе финансирует это мероприятие заодно, что тоже очень рискованно.

И, словно ему нагрузок мало, за пару дней до премьеры одного из актеров из-за травмы приходится заменить на другого (Эдвард Нортон, "Бойцовский клуб", "Американская история Икс", "Разрисованная вуаль"), очень талантливого, но сложного в работе и общении. Его любовница думает, что она беременна от него. Другая актриса (Наоми Уоттс, "Диана: история любви", "Малхолланд-драйв") переживает из-за бродвейского дебюта и личной жизни. Бывшая жена безнадежно бывшая, а дочь (Эмма Стоун, "Отличница легкого поведения", "Магия лунного света", тоже с "комиксовым» опытом из "Нового Человека-паука"), хоть и завязала с наркотиками, тоже не делает его жизнь легче. При этом его раздирает целое стадо классических актерских демонов и сводит с ума внутренний голос – тот самый Бёрдмен, который его прославил. Дотянет ли он до премьеры?

Мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту ("Сука любовь", "21 грамм", "Вавилон") выбрал нехарактерный для него жанр – комедию, хоть и довольно "чёрную", и радостно "проходится" по популярному в последние годы кино по комиксам и тем, кто в нем играет. Это, впрочем, во многом просто повод для высказывания на тему о чём-то большем: о голливудской системе "звезд", о славе, тщеславии и их соотношении с актерским мастерством, об изнанке актерской жизни и, конечно, об искусстве вообще.

Ирония тут во всем – в прямо-таки анти-гламурной изнанке крупного бродвейского театра, в шуточках над коллегами по комиксовому цеху – над "Мстителями", "Людьми Икс" и Робертом Дауни-младшим лично, и особенно в выборе актера на главную роль. Реальный супергерой, принесший славу Майклу Китону, конечно, не Бёрдмен (такого не существует), но тоже "окрыляет" – это Бэтман. И до вот этой нашумевшей на фестивалях и обласканной критиками картины, он был как раз тем, чем является его герой, – актером, известным супергеройской франшизой.

Его самоиронию уже оценили "Золотым глобусом" за "Лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле" и номинацией на "Оскар". Всего же у фильма 9 номинаций (Среди них главная, 3 актерских и "лучший режиссер") – максимальное количество в этом году, но, правда, одинаковое с "Отелем "Гранд Будапешт", который обошел его при раздаче "глобусов".

Потрясающая работа оператора Эммануэля Любецки тоже заработала номинацию (Он, кстати, забрал награду в прошлом году за "Гравитацию"). И это та картина, где техническую сторону дела забудешь не скоро, – она выглядит бесшовной, словно это одна бесконечная сцена, непрерывающееся действие. Камера поворачивается, показывает актеров, потом опять поворачивается и показывает происходящее их глазами, потом опять поворачивается… и кажется, что никогда не останавливается. Появляется ощущение плавности и скорости, словно едешь с извилистой горки в аквапарке. Камера не делает перехода, даже чтобы показать замечательно уместные и ироничные спецэффекты в духе "Марвел", включая разбивающиеся вертолеты (Это давно надо было высмеять!)

Необычный и необыкновенно эффектный саундтрек из соло на ударных от Антонио Санчеса, который периодически появляется в кадре, такой манере исполнения очень под стать. А за яркой необычной формой, стирающей границы между воображением и реальностью, по-прежнему серьезные темы и проблемы, просто поданные легче и проще, чем обычно у этого режиссера.

Это потрясающе с точки зрения кино, потому что такой сюжет обычно снимают как разговорную комедию а-ля Вуди Аллен, благо отличные диалоги позволяют. Что не плохо, просто гораздо более традиционно и размеренно (читай: скучнее). Но здесь режиссер так маскирует разговорность массой интересных технических приемов, спецэффектами и музыкой, что фильм кажется наполненным экшном! Тут не так много всего происходит, никто не спасает мир, но выглядит это как аттракцион более динамичный, чем многие блокбастеры этого лета. "Бёрдмен" – тот случай, когда содержание и исполнение замечательно дополняют и подчеркивают богатство друг друга, а не жертвуются ради чего-то одного.

Словом, чудесное вышло "супергеройское" кино. Почти жаль, что франшизы из него не сделают.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-01-23/3960.html