ФОКУС ГОРОДА 10:41, 30.01.2015

"Охотник на лис". Заметки киномана

Но Джон Дюпон тут главный герой официально. На деле им кажется олимпийский чемпион 1984 года по вольной борьбе Марк Шульц (Ченнинг Татум, "Шаг вперед", "Мачо и ботан", "Мачо и ботан 2").

Он живет себе тихо, замкнуто и довольно уныло, интересуется только своим видом спорта, тренируется с братом, тоже олимпийским чемпионом, готовится к чемпионату мира и перебивается мелкими заработками. И тут ему звонят от этого самого Дюпона (Стив Карелл, "Сорокалетний девственник", "Брюс Всемогущий", сериал "Офис"), непонятного богача, который хочет предложить ему финансирование, жилье и место для тренировок на своей ферме. Марку всё это очень нужно, но зачем это Дюпону? Он говорит, что Америка должна выигрывать в спортивных состязаниях, что атлеты заслуживают лучшего обращения, что тут вопрос национальной гордости и ещё много красивых слов, но за высокими помыслами всегда есть некоторое количество низких.

И вот их-то Марк Шульц замечает не сразу. Его брат Дэйв (Марк Руффало, "Иллюзия обмана", "Невероятный Халк", "Мстители") ведет себя осторожнее, потому что и в принципе сообразительнее, и в деньгах так остро не нуждается, да и просто не хочет лишний раз перевозить с места на место жену и детей. Но и он в итоге присоединяется к команде борцов Дюпона и приезжает в Пенсильванию на эту самую ферму Foxcatcher, чтобы готовить брата и других спортсменов к Олимпийским играм 1988 в Сеуле. Но, как известно, благими намерениями дороги выстилают в не самые лучшие места.

Почему именно, выясняется ближе к концу. Сначала картина напоминает спортивный байопик, потом спортивную же драму в духе "Рестлера" с Микки Рурком или даже "Бойца" с Марком Уолбергом и Кристианом Бэйлом. И только под конец внезапно оказывается, что тут на медленном огне готовился триллер. Это нарастание напряжения легко пропустить, потому что фильм крайне неторопливый. Он требует вдумчивости и внимания. Тут ставка не на экшн, а на исследование персонажей.

И сделано оно мастерски – режиссер Беннет Миллер ("Капоте", "Человек, который изменил всё") не зря получил номинацию на "Оскар" и приз за режиссуру в Каннах. Ни сложные отношения Дюпона с матерью, которая не дала ему самому заниматься борьбой, потому что это "низкий" спорт, ни тяжелое детство Марка и Дэйва Шульцев не превращаются в сентиментальные флэшбеки. Они вообще не обсуждаются вслух, нам просто показаны, а не рассказаны их последствия, как и должно быть в хорошем кино.

Мысль, что в тихом омуте водятся черти, иллюстрируется собственно тишиной (саундтрек дозируют прямо-таки чайными ложками), сдержанной цветовой гаммой и вообще замечательно созданной атмосферой пустоты и изоляции. Стив Карелл, номинированный на "Оскар", показывает, что такое же состояние у героя внутри, застывшей, какой-то неживой пластикой и мимикой. Ченнинг Татум в роли однозадачного качка с медвежьей грацией очень хорош, жаль, что его не номинировали хотя бы за роль второго плана, как Марка Руффало.

Фильм медленный, но по-своему грациозный и по-своему же приковывает внимание. Самые живые сцены в нем – собственно борьба спортсменов на тренировках и соревнованиях. Это такая классическая наградная картина, крепко сделанная, с красивыми пейзажами, проработанными героями и всем положенным антуражем. Она рассчитана на серьезного зрителя, готового по-настоящему уделить внимание.

В другом году с раздачей наград ей могло повезти больше (хотя и сейчас номинаций на "Оскар" 5), но в этом уж больно сильная конкуренция. По сравнению с экспериментальностью и эксцентричностью "Бёрдмена" и "Отеля "Гранд Будапешт" он выглядит простоватым, с байопиками, вроде "Игры в имитацию" и "Теории всего", – холодным и суховатым, а "Отрочеству" с его 11-ю годами в производстве вообще никто ничего противопоставить не может. Это достойное наград кино, но, как выяснилось к наградному сезону, в прошлом году сняли на удивление много достойных картин. И где они только в прокате прячутся?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-01-30/3977.html