ФОКУС ГОРОДА 10:10, 25.12.2015

"Маленький принц". Заметки киномана

Интересный факт: с момента публикации в 1943 году сказку (или философскую новеллу, или аллегорическую повесть — как вам больше нравится) переносили на экраны огромное количество раз и в самых разных жанрах, включая аниме-сериал. Но это первая полнометражная анимационная экранизация. И в её "полнометражности", то бишь, длительности, кроется причина добавленного сюжета — произведение-то небольшое, на полнометражный мультик его просто не хватило бы. Но французские сценаристы ничего не меняли и из песни слов не выкидывали. Они использовали старый добрый прием истории в истории, вставив "Маленького принца" в современный сюжет как в рамку.

История-обрамление рассказывает про маленькую девочку, которую растит мама-одиночка. Мама любит всё держать под контролем. Для дочки у неё уже расписан план всей жизни. Для начала она хочет, чтобы девочка поступила в элитную школу. Когда это не получается обычным способом, они даже переезжают в нужный район города, где героиню (кстати, безымянную) обязаны туда зачислить. А после переезда девочку ждет лето, полное занятий. Огромная таблица, в которой нужно отмечать свои успехи, прилагается.

Но за стеной у неё живет удивительный (по мнению окружающих, полусумасшедший) дедушка. Он старый летчик, во дворе у него стоит самолет, и однажды он в очередной раз пытается его завести. У него не получается, зато происшествие превратит лето девочки из бесконечной череды однообразных дней в удивительное приключение. Его частью будет история, которую рассказывает авиатор: как однажды он потерпел крушение посреди пустыни Сахара и встретил там светловолосого мальчика. А тот рассказал ему про свои путешествия по другим мирам, розу, лиса и всё, что вы ожидаете увидеть в мультфильме про "Маленького принца".

Сказку попытались передать максимально аутентично. Её невозможно перепутать с условной современностью — основная сюжетная линия нарисована в самом обычном стиле 3D, а история Сент-Экзюпери сделана с помощью кукольной анимации, которая оживляет иллюстрации автора. 3D анимация тут дешевле, чем в средней голливудской полнометражной анимационной картине. Это видно в пластике героев, особенно мамы, а также в прорисовке волос и бороды героев. Ну и, конечно, никаких пушистых излишеств и интересной текстуры, как в "Головоломке" или "Университете монстров", тут нет. Но это все равно лучше отечественной анимации а-ля "Серафима". И по качеству рисовки, и по содержанию. Все нужные идеи здесь замечательно переданы визуально: например, серые ссутуленные и такие деловые взрослые или живописно разваливающийся дом летчика посреди однообразных кварталов. А кукольная анимация просто чудесная и напоминает советские мультики, сделанные в этой технике.

Современной части, конечно, трудно соревноваться по глубине и выразительности со сложным и многоуровневым литературным источником. Зато она очень грамотно вписывает "Маленького принца" в мир погони за успехом, который добирается до некоторых детей уже в детстве. Она объясняет им, как воспринимать то, что нельзя с чистой совестью назвать просто детской сказкой, и что оно может быть не просто красивыми словами на бумажке, а чем-то важным.

Режиссер здесь американский — Марк Осборн (он работал над первой "Кун-фу пандой" и мультиками про "Губку Боба Квадратные штаны"), и он приносит с собой голливудские приемы (Французские режиссеры обычно несколько эксцентричнее — вспомнить, например, "Трио из Бельвилля"). Но он сделал эту картину захватывающей и увлекательной, но спокойнее по ритму, чем стандартные образцы современной анимации (см. ту же "Кун-фу панду", например).

Кадр из мультфильма "Маленький принц"

Композитор здесь тоже не местный и популярный за океаном — Ханс Циммер, зато все песни — французские и очаровательные.

По эмоциональному воздействию картина напоминает летнюю "Головоломку" студии "Pixar". Он предполагает восприятие не только интеллектом, как обычная продукция "Дисней" или, скажем, "Dreamworks". Но это совсем не бессмысленные "Миньоны", рассчитанные на самые примитивные эмоции. "Маленький принц" требует от зрителя внимания, и не только мозга, но и, если хотите, души, чем напоминает работы Хаяо Миядзаке. К нему хорошо подходит цитата от самого Маленького принца: "зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь".

Тут нет шуток для взрослых, но за счет универсальности поднятой темы, мультфильм очень даже может им понравиться. Это то кино, на которое можно пойти с чадом, а не оставлять его в зале с ровесниками. Чадо при этом должно быть лет от 6-8. Дети младше просто ничего не поймут, хотя ничего гадкого тоже не увидят.

Главное, чтобы взрослые не восприняли идею о сохранении в себе ребенка слишком буквально. Инфантилизм и нежелание брать на себя ответственность в нашем обществе и так встречаются в таких количествах, что кажется, большая часть людей просто состарилась, а не повзрослела. Но если воспринять это как призыв к творчеству, спонтанности и к уважению того, что важно именно для вас, а не для "делового человека" из этой сказки, тогда этот мультик будет одним из тех, после которого даже самые серьезные люди могут пойти смотреть на звезды. И если им сильно повезет, возможно, они услышат, как все звезды смеются.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-12-25/4653.html