Время результатов
Благодаря полученному ранее статусу в вуз потекли финансы. Были построены новые корпуса, Дом молодых ученых, общежитие, созданы новые лаборатории и учебно-производственные центры. В течение первых 5 лет на развитие по программе НИУ было израсходовано более 2 млрд. За последние годы университет выиграл 7 государственных грантов на 4 млрд, что позволило ему приобрести такие аппараты и установки, которые исчисляются единицами не только в России, но и за рубежом.
Современную науку невозможно делать в изоляции от остального мира. И саратовский вуз за это время довольно многое сделал для интеграции в мировое научное пространство. Более 50-ти учебных заведений Европы, Азии и Америки являются партнерами СГУ. На стажировках по приглашению коллег побывали 344 сотрудника – а это треть профессорско-преподавательского состава. Ежегодно трое сотрудников вуза получают в Европе степень PhD по различным дисциплинам.
Однако условия изменились. Теперь власти страны смотрят, чтобы каждый бюджетный рубль был вложен строго по необходимости.
Результативность работы вуза оценивается цифрами: тем, какое место он занимает среди себе подобных, и какой индекс цитируемости имеет. Два года назад университет вошел в академический рейтинг университетов мира QS - один из двух главных мировых рейтингов. Сейчас он находится в интервале 601-650, причем занимает 15-е место в этом рейтинге среди российских вузов. Для сравнения, МГУ расположился в нем на 86-й строчке, а СПбГУ - в интервале 301-400.
Число цитирований ученых в журналах СГУ, индексируемых Web of Science и Scopus, "растет по экспоненте", заявил ректор. А по индексу Хирша (53) саратовский вуз (без учета двух главных университетов Москвы и Петербурга) занимает 5-6-е место вместе Казанским федеральным университетом.
Сейчас в проекте 5-100 участвует 21 вуз страны. Этим вузам выделяется серьезное финансирование, в том числе для решения задач по продвижению вверх в мировых рейтингах. Причем из участников проекта только 7 выше СГУ в рейтинге QS.
"Инкубатор" для абитуриентов
В вузе сформировалась серьезная материально-техническая база для занятия наукой. В то же время состояние имущественного комплекса вызывает у руководства вуза серьезное беспокойство. Исторические корпуса требуют ремонта, университет выглядит не лучшим образом с точки зрения инфраструктуры. Не хватает площадей для общежитий, столовых, занятий спортом, констатировал ректор.
В то же время в университете начинается реализация двух крупных проектов. Первый - строительство собственного бассейна в рамках проекта партии "Единая Россия" "500 бассейнов". Проректор по эксплуатации и развитию имущественного комплекса Сергей Семенов рассказал, что приступить к строительству планируется уже в середине августа, чтобы закончить его в следующем году. Стоимость объекта оценена в почти 160 млн, причем только около 43 млн будет стоить водная чаша. Более 25 млн из общей суммы планируется привлечь из внебюджетных источников.
Бассейн будет представлять собой двухэтажное здание площадью 2 580 кв. м. Чаша размерами 25 на 16 метров способна обеспечить занятия на 8 дорожках одновременно 36 человек. Помимо прочего, спортобъект будет оснащен тренажерами, пунктом питания, зрительской трибуной на 100 мест, при этом доступен для посетителей с ограниченными возможностями.
На стадии концепции и еще один важный для вуза проект - создание школы-предуниверситариума. Как рассказала проректор по учебно-методической работе Елена Елина, вуз предпринимал уже много попыток создания подобного учреждения, в котором он мог бы взращивать своих будущих абитуриентов. Тем не менее, бюрократические препоны не давали включать такие учреждения в структуру университета. И вот - стена сломана. Помогло и то, что инициатором проекта стал первый замглавы администрации президента России Вячеслав Володин.
По словам Елиной, в предуниверситариуме будут постигать азы наук ученики 8-11 классов. При этом школа не будет ориентирована на узкие предметные профили. Учащихся разделят по трем основным направлениям - физико-математическому, естественно-научному и гуманитарному. К их услугам будут все возможности университета. Наряду со школьными учителями, им будут преподавать вузовские педагоги. Практику они смогут проходить в учебных центрах, музеях, библиотеке, ботаническом саду, метеостанции. Они смогут участвовать в молодежных стартапах, а также реализовать себя в разработке собственных проектов под руководством индивидуальных тьюторов.
Ольга Баталина высказала надежду, что попасть в школу смогут не только жители областного центра, но и дети из районов. По предварительным наметкам, в учебном заведении смогут учиться около 500 человек. Предполагается, что для школы будет построено новое здание. Реализовать проект предполагается целиком за счет спонсорских денег.