ФОКУС ГОРОДА 12:15, 24.06.2016

Дмитрий Тепин: «Глобальная модернизация сетей повлечет неудобства для горожан»

Дмитрий Валентинович, как вы прокомментируете общую ситуацию на строительном рынке. Не сократилось ли количество вводимого жилья?
— Сегодняшнюю ситуацию на рынке жилья можно охарактеризовать как стабильную. Нельзя сказать, что идет резкое падение, но нет и роста. По итогам 5 мес. было построено 260 тысяч кв. метров, что ниже прошлогоднего уровня. Но строительство многоквартирного жилья фактически в 2 раза превысило объемы 2015 г. Однако это не показательная статистика, потому что основной ввод приходится на 3-4-й кварталы года. Судя по информации о заказах от проектных организаций, о покупке земли и начинающихся проектах, сегодня в многоквартирном фонде ведется около 250 строек. У них достаточно стабильные темпы. Поэтому мы можем говорить, что задачу, поставленную губернатором и утвержденную на федеральном уровне, о том, чтобы построить не меньше жилья, чем в прошлом году (1,1 млн кв. метров), мы выполним.

Есть и другие индикаторы. Фиксируется существенный прирост по ипотеке — 25%. Большую роль здесь играет развитие государственной ипотеки. Можно даже провести параллель: если в прошлом году средняя ставка по кредиту составляла 14,5%, то в этом — 12,6%. Эти условия более понятны и приемлемы для граждан. На мой взгляд, и аналитики тоже об этом говорят, сейчас хорошее время для приобретения жилья. Ниже того уровня, что сейчас, цены упасть уже не смогут. Но к этому решению нужно отнестись аккуратно. На рынке сейчас представляются предложения, к которым я бы отнесся с большим сомнением. Ниже определенной планки цены на жилье опуститься не могут, от этого неизбежно страдает качество или увеличивается риск. К тому же есть только 2 способа безопасного приобретения жилья — или купить готовую квартиру, или заключить договор долевого участия, официально зарегистрированный в регистрационной палате и застрахованный в специализированной компании. Во всех других случаях покупатели сами берут на себя риск.

Фото автора

Читатели интересуются: будет ли продолжаться развитие города в Усть-Курдюмском направлении? Какие новые социальные объекты там появятся?
― Там продолжает возводиться микрорайон "Изумрудный" (19 домов), сейчас активно приступили к застройке жилого комплекса "Победа" (8 домов). На территории "Изумрудного" построен детский сад, там же появится большая школа, еще один социальный объект будет в "Победе". С губернатором недавно побывали в микрорайоне "Иволгино", где львиная доля квартир строится под программу переселения граждан из аварийного жилья. Мы увидели, что в высокой степени готовности там уже находится 10 зданий, до конца года там будет сдан 21, всего же — 31 дом. Он тоже строится по принципу комплексной застройки: на первом этаже одного из домов разместятся поликлиника и детский сад на 100 мест, что полностью обеспечит комфортные условия для новоселов. Хочу особенно обратить внимание, что там будут созданы не только социальные объекты, но и рабочие места: рядом будет построен крупный магазин известной мировой сети, где будут работать 300-400 человек. Свободные земли в этом направлении еще имеются, но мне хотелось, чтобы там развивалось качественное малоэтажное строительство. Тем более, что примеры красивых, удобных коттеджных поселков там уже есть.

Понятно, что город не может бесконечно расти в длину и ширину. Нужно каким-то образом осваивать и центральные районы. Все время, что вы находитесь на посту министра, идут разговоры, что у нас вот-вот начнет работать механизм развития застроенных территорий. Что этому мешает — кризис, экономическая нецелесообразность и недостаточная активность чиновников в этом вопросе?
— Здесь можно выделить целый ряд проблем. Первое — пробелы в существующей нормативной базе. Свидетельством тому служит то, что этот механизм нигде эффективно не работает. В России есть единичный опыт, и мы его изучаем, но, к сожалению, он сводится к моделям, которые не могут иметь массовое тиражирование. Несовершенство механизма заключается прежде всего в том, что в него не попадает много существующих объектов - гаражи, погреба, хозпостройки. Без их включения мы получим вал имущественных споров. Но самый главный вопрос — это вопрос выкупа жилых помещений у граждан. Даже если прошел конкурс по застроенным территориям и инвестор начинает покупать определенные дома, может появиться владелец, который просто откажется от продажи или же захочет сумму, которая в десятки раз отличается от рыночной. Эти моменты до сих пор не урегулированы. Есть разные предложения. Например, чтобы соседи путем общего собрания и голосования утвердили максимальную выкупную стоимость. Или можно законодательно установить максимальный предел стоимости выкупаемой недвижимости, например, 3-хкратным размером рыночной стоимости. Наконец, возможно изъятие домов для муниципальных нужд при условии, что граждане получат достойное вознаграждение.

Не решен пока вопрос и местных норм проектирования. У нас уже есть территории, которые можно было бы развивать, - например, зона, ограниченная улицами Соколовая, Радищева, Кутякова и Астраханская. Там находится довольно изношенный частный сектор. Этот участок напрашивается сам с собой, и первые проекты развития города должны реализовываться там.

Насколько активно вы ведете контроль за долевым строительством?
— В мае мы провели 6 проверок исполнения законодательства о долевом строительстве — по всем случаям составлены предписания, протоколы, выписаны штрафы. Штрафы достаточно значительные, и если раньше за отдельные нарушения застройщиков наказывали на 500 тыс. и 1 млн, то теперь вступили в силу изменения в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность застройщика за грубые нарушения закона о долевом строительстве. Мы сможем вместе с прокуратурой проводить проверки уже для привлечения к уголовной ответственности.

В 2014 г. было введено обязательное страхование ответственности застройщика в долевом строительстве. И тогда многие, в том числе и вы, говорили о том, что это фактически означает, что новых "обманутых дольщиков" теперь не будет. Прошло два года, и что мы видим? Появились новые проблемные дома — "Саратовгесстрой", "Стройинтерсервис", "Кригор" и другие. Выходит, что эта мера не сработала?
— К каждой ситуации с "проблемными" домами нужно подходить индивидуально. По сути, под действие 214-го закона, о котором вы говорите, попадает только "Саратовгесстрой". Это фактически первый случай в России, когда этот закон должен был начать работать. На примере этого застройщика будут рассмотрены минусы закона. Министерство и депутаты уже направили обращение в Центробанк, руководителю рабочей группы по делам дольщиков Александру Хинштейну. Мы сообщили, что существуют проблемы, что застрахованные граждане не могут получить выплаты, а страховая компания оказалась не в состоянии выполнить свои обязательства. В октябре прошлого года ее лишили лицензии. Уверен, ЦБ предпримет более жесткие контрольные меры и больше не допустит такой ситуации. Не исключаю, что будет принято решение о создании корпорации, которая займется санацией страховых компаний и выполнением их обязательств перед клиентами.

Каждая ситуация с долгостроями, конечно, требует отдельного разбора. Но меня интересует судьба дома, связанного с несколькими трагическими событиями. Я имею в виду дом на углу Горького и Бахметьевской, где погибли двое подростков. Есть ли хоть какая-то возможность, что с ним смогут что-то сделать в обозримой перспективе?
— Мы ставим перед собой задачу не оставлять ни один дом. Это в полной мере касается и дома ООО "Биос". Со временем мы должны развязать тот узел, в котором он оказался. Тем более, что дом находится в высокой степени готовности. Кредиторы и юридические лица, у которых есть право на объект, должны разрешить вопрос в судебном порядке. Во многом это зависит от работы конкурсного управляющего. Есть два возможных выхода из банкротства — реализация имущества и раздача денег гражданам или создание ЖСК и завершение его строительства. Пока они продвигаются в сторону продажи объекта.

Фото автора



Может ли министерство вообще контролировать заброшенные стройплощадки, чтобы туда не попадали посторонние?
— В рамках государственного строительного надзора мы ведем проверки строящихся объектов, а не заброшенных. В этом случае за охрану зданий полностью отвечают застройщики. Если объект находится в банкротстве, такую ответственность должен нести конкурсный управляющий. Если же что-то происходит, то их деятельность должна быть проверена правоохранительными органами на предмет исполнения своих обязательств.

В прошлом году, после скандальной истории с таунхаусом на Питерской, заявлялось о том, что обнаружено еще 50 малоэтажных домов, построенных с нарушениями. Какова их судьба? Почему мы не слышим о новых таунхаусах под снос?
— Минстрой осуществляет надзор за домами выше трех этажей. Однако я дал указание, чтобы стройнадзор собирал также информацию об объектах, контролировать которые не входит в наши полномочия. Эту информацию мы передаем в администрацию города, чтобы они провели экспертизу и проверить, имеются ли нарушения при строительстве и не ущемляются ли права третьих лиц. Если таковое будет обнаружено, то администрация имеет право подать иск о сносе здания. У собственников существует возможность устранить нарушения и легализовать эти здания. Я же призываю граждан, которые собираются купить или построить жилье в таких домах, действовать только в рамках закона, чтобы не привело к такой ситуации, как на Питерской.

Вопрос из Энгельса: жители утверждают, что остались без горячей воды из-за долгов теплоснабжающей организации перед газовиками. Можно как-то разрешить эту ситуацию? Может быть, переподключить эти теплотрассы к ТЭЦ?
— В Энгельсе в большинстве домов, отключение горячей воды связано с опрессовками. Хотя в нескольких домах, которые находятся в зоне "Покровск-Тепло", вода действительно отключена за долги. У них нет возможности, даже технической, подключиться к ТЭЦ. Вопрос состоит из нескольких позиций. Если есть долги — где они накопились? Первый вариант - не платят граждане. В этом случае поставщик коммунальной услуги должен проводить претензионно-исковую работу. Если не расплачивается УК — нужно с применением правовых механизмов, истребовать средства. Возможно совместно с жителями лишить УК лицензии. Если такая ситуация случается, нужно обращаться в местную администрацию. Мы собираем муниципалитеты в рамках работы комиссии по ТЭР. Ждем в ближайшее время принятия закона о прямых расчетах, который позволит исключить из цепочки управляющие компании.

Похожий вопрос по Саратову. Жители областного центра испытывают летом перебои с горячей водой из-за отсутствия циркуляции в системе. Эту проблему как-то пытаетесь решить?
— Проблема Саратова и других городов с открытой системой водоразбора известна давно. Компания "Т Плюс" в рамках проекта "Большой Саратов" подготовила предложения, которые мы сейчас анализируем на заседаниях рабочей группы, созданной по распоряжению губернатора. Уверен, что создание индивидуальных тепловых пунктов— это эффективная мера решения вопроса. Да, технически очень сложная задача, потому что она подразумевает новую обвязку, новое оборудование, изменение сетей водоснабжения и, конечно, большие инвестиции. Есть несколько возможных источников финансирования. Один из вариантов, самый хороший — если придет инвестор, который комплексно возьмется за это дело. Второй вариант — использовать возможности программы капремонта. Третий — заключение энергосервисных контрактов. Наша рабочая группа как раз оценивает, какой из этих путей — самый эффективный. Но еще раз подчеркну, что результат тут возможен только при поддержке и участии граждан.

"Т Плюс" начинает реализацию своего проекта по модернизации сетей. "Саратовводоканал". когда будет передан в концессию, тоже начнет менять трубы. Это значит, что саратовцам нужно готовиться к масштабным раскопкам? Будет ли что-то делаться уже в этом году?
— Мы будем настаивать, чтобы эти компании работали по современным технологиям, то есть с минимальными перекрытиями дорог и пешеходных зон. Глобальная модернизация повлечет неудобства для горожан. Если будет необходимость, мы должны отработать транспортные схемы, чтобы это как можно меньше сказалось на гражданах. Все зависит от того, насколько эффективно отработают муниципальные власти, мы и ресурсоснабжающие организации.

Фото автора



Не можем пройти мимо темы капремонта. Законодательство о нем постоянно меняется, как на федеральном, так и на местном уровне. Что нужно знать жителям из последних или грядущих нововведений?
— На повестке дня стоит много вопросов. Во-первых, краткосрочные планы капремонта с осени мы начнем планировать на 3 года. Так у жителей будет больше времени и возможности отслеживать сроки ремонта в своем доме. Рассматривается возможность установления срока по уплате взноса на капремонт через 5 лет с момента внедрения системы капитального ремонта во всех домах-новостройках. Обсуждается ряд законодательных инициатив по внесению в понятие капремонта дополнительных видов работ. На мой взгляд, это вопрос дискуссионный, не со всем я согласен. Поэтому мы еще будем обсуждать эту тему. Выдвигается предложение одним из критериев очередности проведения ремонта сделать уровень оплаты взносов. Это тоже вопрос спорный. Если я добросовестный плательщик, а сосед рядом не платит, почему я должен страдать? Здесь мы тоже работу продолжим. Самое важное, что мне хотелось бы отметить: эффективность программы капремонта зависит от собираемости средств. И жители не должны забывать, что законодательство поменялось как в отношении упрощения исковой претензионной деятельности, так и в отношении пеней за просрочку платежа. Если в первые 2 мес. для УК они составляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, то начиная с третьего месяца — 1/170, с четвертого — 1/130. Нужно быть готовым к тому, что в случае длительного уклонения от оплаты сумма пени будут расти.

А как, кстати, с финансированием и сроками программы в этом году? Всего хватает, все успеваете?
– На 739 домов, в которых запланирован ремонт в этом году, денежных средств хватит. Сейчас объявлено около 260 аукционов. Объем ремонта очень большой. Технически больше 15 аукционов в день обработать невозможно, поэтому для этого требуется время. В этом году мы учтем прошлогоднюю ошибку и начнем дефектовать дома с 15 июля. В следующем году аукционы начнутся уже с января.

Еще один острый вопрос — состояние лифтов. Специалисты говорят, что 40% лифтового оборудования требует срочной замены. Но это дорогостоящее предприятие, разом собрать деньги на эти цели невозможно. Как здесь предлагаете действовать?
— Самый эффективный способ решения проблемы — выстраивание с банками авансированных льготных программ по кредитованию ремонта лифтов. Банк выплачивает лифтовому предприятию деньги, за эти средства ставится лифт, а фонд капремонта или владелец спецсчета расплачивается. с банком в течение определенного срока В этом случае должны оказываться меры господдержки в виде компенсации процентов. Такой механизм сейчас отрабатывают в Москве.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-06-24/5001.html