В понедельник глава Росавтодора Роман Старовойт заявил, что ведомство выступает за повышение тарифов за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой 12 тонн и выше в рамках системы "Платон".
Напомним, что с 15 ноября 2015 года, когда с владельцев большегрузов начали взимать плату за проезд по федеральным дорогам, и по настоящее время действует льготный тариф в 1,53 руб. за 1 км пути. Полный тариф, который составляет 3,06 руб., правительство собиралось вводить сначала в марте 2016-го, затем летом текущего года, а позже и вовсе задумало отложить до 2019 года.
Как отметил Старовойт, на прошлой неделе состоялось совещание под председательством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, на котором вопрос повышения тарифов "Платона" обсуждался вновь, однако окончательного решения принято не было.
"Вопрос о целесообразности возможного изменения коэффициента расчетов в системе "Платон" будет рассматриваться вышестоящими инстанциями, — пояснили "Газете.Ru" в пресс-службе Росавтодора. — Мы хотим подчеркнуть, что дополнительные поступления от сборов системы "Платон" в дальнейшем позволили бы добиться еще больших успехов в сфере повышения качества и безопасности автомобильных дорог страны".
Как выяснила "Газета.Ru", предложение Росавтодора о повышении тарифов прежде всего может быть связано с острой нехваткой собираемых сейчас средств, из которых государство планирует финансировать региональные проекты по строительству платных дорог в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).
Актуальность вопроса повышения тарифов "Платона" связана и с тем, что о результатах рассмотрения заявок по региональным проектам ГЧП Росавтодор должен объявить уже в конце сентября, представив рейтинг проектов, на основании которого будет приниматься решение о финансировании.
Напомним, что ранее регионы отправили в Росавтодор семь заявок на финансирование строительства платных дорог за счет денег, собранных с большегрузов. ГЧП по этим проектам предусматривает трехстороннюю систему финансирования: из федерального (не более 50% — для автомобильных дорог и не более 75% — для искусственных дорожных сооружений) и регионального бюджетов, а также за счет частного капитала (не менее 15%). В числе предварительно одобренных ведомством заявок оказался обход Хабаровска, мост через реку Обь в Новосибирске, трассы Пермь — Березники, Стерлитамак — Магнитогорск и восточный выезд из Уфы на трассу М5 "Урал", окружная дорога вокруг Тюмени и дорога в Самарской области.
По данным "Газеты.Ru", количество прошедших предварительный этап отбора заявок впоследствии фактически сократилось до пяти. Как отмечает источник "Газеты.Ru", близкий к Росавтодору, проекты Самарской области и Тюменской области могли быть исключены из-за их недостаточной проработанности.
Представитель Росавтодора эту информацию опроверг.
Рейтинг проектов, претендующих на получение государственной поддержки, Росавтодор объявит на инвестиционном форуме "Сочи-2016", который начнется 29 сентября.
Проекты платных дорог, которые претендуют на выделение бюджетных средств в 2017 году, весьма дорогостоящие. В частности, строительство объезда Хабаровска, проект, который в Росавтодоре называют одним из наиболее перспективных, предполагает выделение из бюджета 29 млрд руб., а общие затраты на реализацию проекта составят почти 45 млрд руб. Новосибирский мост обойдется примерно в 40 млрд руб., а из федерального бюджета регион просит на проект 25 млрд.
И в других регионах, которые пока не попали в список первоочередных претендентов, также рассчитывают на существенное финансирование. Например, в Удмуртии чиновники хотят получить 17,5 млрд руб. от государства на строительство обхода Ижевска — половину от общей стоимости дороги. В регионе рассчитывают начать строительство трассы уже в 2018 году.
Стоит отметить, что с 15 ноября 2015-го по 15 сентября 2016-го "Платон" собрал лишь около 13,8 млрд руб.
При этом, как писала "Газета.Ru", согласно прогнозу Минфина, доходы от "Платона" в ближайшие три года будут составлять в среднем около 20 млрд руб. в год. В 2017 году ожидается поступление в бюджет 19,975 млрд руб., в 2018 году — 20,215 млрд, а в 2019 году — 20,510 млрд.
Таким образом, денег, которые приносит "Платон", хватит на финансирование в рамках ГЧП отнюдь не всех региональных проектов.
Однако в пресс-службе Росавтодора отмечают, что сразу несколько региональных ГЧП-проектов могут быть профинансированы за счет сборов системы "Платон".
"На сегодняшний день на бюджетное финансирование могут рассчитывать один-два проекта, — говорит "Газете.Ru" глава российской практики по инфраструктуре и проектам ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. — Ведь часть из собираемых "Платоном" средств государство еще выплачивает концессионеру проекта (государство обязано выплачивать 10,6 млрд руб. в год концессионеру "Платона" — РТИТС. — "Газета.Ru"). Поэтому повышение тарифов "Платона" можно объяснить нехваткой средств на финансирование проектов ГЧП в регионах. Мы считаем повышение тарифов обоснованным — изыскивать дополнительные средства на развитие региональных дорожных проектов очень сложно. Но в целом "Платон" в данном случае — это не панацея, а просто одна из возможностей".
"Понятно, что денег на строительство дорог в регионах мало, — говорит "Газете.Ru" глава Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — Конечно, тарифы "Платона" повышать надо или же искать другие источники поступления денег. При этом сборы с тяжелых грузовиков — маленькая часть дорожного кошелька, но сейчас этот кошелек просто не работает. В год содержание "Платона" обходится в 10 млрд. Кроме того, плательщиков скоро освободят от транспортного налога — это еще минус 10 млрд из бюджетов регионов".
По словам Ревзиной, тем регионам, которые подали заявки в Росавтодор, но не получат в итоге поддержки государства, стоит задуматься о плане "Б". "Мы уверены, что даже в случае отсутствия государственного финансирования при правильном структурировании проекта возможно привлечь на него средства с рынка, — говорит собеседница. — Проекты, которые уже были реализованы, это подтверждают. Конечно, инвестиции должны быть возвращены. Но можно возмещать вложения уже после запуска проекта в эксплуатацию и не предусматривать капитальный грант — софинансирование в строительство – то, на что претендуют инвесторы по региональным проектам. В итоге те региональные проекты, которые не получат федеральное финансирование, смогут не только не распасться, а напротив — могут быть даже быстрее реализованы, чем проекты с госучастием. Ведь федеральное финансирование — это долгая процедура".
По мнению Блинкина, из-за кризиса без государственной поддержки инвесторы в одиночку не будут вкладываться в крупные проекты по строительству платных дорог, поэтому выделение государством на эти цели средств, в том числе собранных "Платоном", имеет большое значение для развития дорожного хозяйства в регионах.
Декларируемая цель введения сбора с фур — обеспечение за счет собранных средств поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. При этом уже спустя несколько месяцев работы "Платона" чиновники из дорожной отрасли заговорили о том, что собранные с большегрузов средства стоит направить на строительство в регионах платных дорог и мостов, а не на ремонт существующих.
Впрочем, в 2016 году правительство все же распределило собранные средства — 10,85 млрд руб. — на неотложный ремонт дорог в регионах вместо строительства новых платных трасс. Кроме того, еще 12 млрд, якобы собранных "Платоном", были выделены из бюджета на строительство и ремонт уникальных искусственных дорожных сооружений в ряде субъектов. Теперь регионы ждут составления Росавтодором рейтинга своих проектов ГЧП. Решение о финансировании должны будут утвердить межведомственная комиссия при Минтрансе и правительство, а деньги начнут выделяться в первом квартале 2017 года.